Четверг, 25 Апреля, 2024 год  выпуск 1387(2139)
Свидетельство о регистрации СМИ № Эл № ФС77-58626

Служба строительных новостей

Строительные новости со всей России

Закона о техническом регулировании недостаточно – необходимо законодательное регулирование стандартизации

2013-03-01

Первый вице-премьер Правительства России Игорь Шувалов дал поручение Минпромторгу, Минэкономразвития и Минюсту России в срок до 20 мая внести в Правительство РФ согласованные с заинтересованными федеральными органами власти и организациями проекты федеральных законов о стандартизации и о внесении изменений в законодательные акты в связи с принятием закона о стандартизации для проведения их общественного обсуждения.

С предложением о принятии закона о стандартизации на совещании у Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева 16 октября 2012 года выступил Российский союз промышленников и предпринимателей. Премьер-министр России поддержал предложение РСПП.

Необходимость принятия закона была обсуждена на съезде РСПП в феврале 2012 года. Предложение было поддержано также Общественным советом при Росстандарте, Объединением автопроизводителей России, Союзом нефтегазопромышленников России, Всероссийской организацией качества, рядом отраслевых союзов и ассоциаций.

Принятие такого закона будет способствовать и решению приоритетных задач, стоящих перед НОСТРОЙ.

Решением II-го съезда саморегулируемых организаций – членов НОСТРОЙ создание системы стандартизации Объединения и формирование доказательной базы технических регламентов было установлено в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Национального объединения строителей.

Действующие законодательные акты в сфере технического регулирования в строительстве – Градостроительный кодекс, Закон о саморегулируемых организациях, Технический регламент о безопасности зданий и сооружений и другие, - во многом опираются на документы стандартизации – СНиПы, национальные стандарты, стандарты СРО. Кроме того, одной из главных целей СРО в соответствии с Градостроительным кодексом является не только обеспечение безопасности, но и повышение качества в строительстве.

В то же время действующий Закон о техническом регулировании ограничивает сферу госрегулирования вопросами безопасности продукции, выводимой на рынок. Вопросы качества, взаимозаменяемости и совместимости продукции, ее унификации, безопасность и качество работ и услуг остаются вне рамок законодательного регулирования.

В течение десяти лет с момента принятия Закона о техническом регулировании из сферы его действия были выведены целые отрасли – сети связи, промышленная безопасность, охрана труда, экология, охрана окружающей среды, безопасность технологических процессов на опасных производствах, требования к надежности и безопасности энергетических систем и объектов электроэнергетики и так далее.

Отсутствие федерального законодательного акта о стандартизации вынуждает руководствоваться при разработке стандартов в этих сферах отраслевыми законами и ведомственными нормативными актами. В такой ситуации активно развивается ведомственное нормотворчество, которое из-за отсутствия координации, единых правил и принципов стандартизации стало приводить к дублированию требований, появлению противоречий, появлению избыточных технических и административных барьеров в строительстве, промышленности и т.д. Ситуация усугубляется отсутствием единых и прозрачных правил публичного обсуждения и принятия документов стандартизации.

Действующий Закон о техническом регулировании в силу ограничения сферы действия не учитывает существующие и работающие на рынке нормативные технические документы, которые регулируют более широкий круг вопросов, чем требования безопасности, в частности – стандарты саморегулируемых организаций.

В силу указанных недостатков Закон о техническом регулировании не рассматривает роль стандартов при формировании государственным заказчиком требований при проведении торгов для государственных нужд.

Закон о стандартизации в Российской Федерации должен разрешить многие проблемы и установить четкую связь нормативных правовых актов в сфере стандартизации, реализовать ее экономические преимущества, в том числе потенциал общественных и негосударственных организаций в работе по стандартизации.

По материалам www.nostroy.ru

Рассказать: