Служба строительных новостей
И за покупками тоже
Торгово-развлекательные центры превращаются во многофункциональные комплексы, где шопинг уступает место развлекательным, спортивным, образовательным и гастрономическим проектам. О главной тенденции в сфере коммерческой недвижимости рассказывает генеральный директор 3S Group Игорь Илюшин.
Показательным примером смены формата классического молла стала недавняя реконцепция ТЦ «Аркадия» в Замоскворечье. Открытый 20 лет назад, в 2025 году он преобразился, и из места, куда изначально приходили в бутики, стал ресторанно-развлекательно-торговым комплексом, где магазины играют минимальную роль. Якорными арендаторами стали ресторан Аркадия Новикова на 1000 м², огромный фуд-холл «Дружба-Москва» с национальными кухнями, кинотеатр, фитбоксинг. «Аркадия» расположена в туристическом районе в десяти минутах от Третьяковки и парка Зарядье, но схожие изменения формата происходят и в ТЦ, строящихся в спальных районах.
В декабре 2025 года открывается многофункционального торгово-развлекательный комплекс «Краски» в Некрасовке, районе за МКАДом, с максимальным в столице темпом прироста населения. В 2019 году он планировался классическим моллом. Однако, вмешались два фактора, - пандемия, запустившая массовую переориентацию покупателей на электронную торговлю и уход западных брендов. В 2019 году в Некрасовке было заявлено о планах строительства четырех ТЦ, реализовался лишь один – «Краски». И он стал реальностью благодаря новой концепции, принятой акционерами 3S, в первую очередь Артемом Чайкой. Переработанная концепция усилила развлекательный компонент и учла особенность Некрасовки, - молодость её жителей, средний возраст которых составляет 36 лет. Для семей с детьми в «Красках» созданы два огромных пространства. 4 000 м² второго этажа займет парк аттракционов для малышей, на третьем – развлекательная зона для их родителей, включающая боулинг-центр. Ещё на 3 000 м² расположится Spirit. Fitness, включающий spa-зону с хамамом и финскими саунами. Появятся детские студии, залы для занятий гимнастикой и танцами, арена для киберспорта. В «Красках» заработает первый в районе кинотеатр, созданный по просьбам жителей. На фудкорте будут представлены все форматы, от семейных ресторанов до заведений быстрого питания.
Трансформация ТЦ стала общемировой тенденцией. За рубежом построенные в 90-е и нулевые моллы перепрофилируют часть своих площадей под офисы, коворкинги, гостиницы, библиотеки. Но это не означает закат традиционного ритейла. Такие отечественные бренды как Gloria Jeans, Befree, Fanday, O`STIN, АЛЕФ уверенно привлекают покупателей офлайн. Недавно общались с коллегами из «Сбера», согласно их аналитике, магазины Familia гарантировано создают трафик. Есть десятки других успешных примеров и в «Красках» из 63 тысяч м² 22 тыс м² отведены под торговую галерею, свыше 2 тыс м² под бытовую техники и электронику и почти 2,5 тыс м² под супермаркет. Современный торговый центр гармонично объединяет ритейл с развлекательной, спортивной, образовательной, рекреационной индустрией. При этом «Краски» решают не только инфраструктурные, но и социальные вопросы. Созданный в рамках московской программы стимулирования создания мест приложения труда, МТРК и его арендаторы обеспечат жителям района свыше 1 600 рабочих мест.
Ещё одна обязательная функция новых ТЦ, - улучшение качества жизни в районе, даже для тех, кто не планирует делать в нем покупки. Открытие «Красок» завершает создание качественно новой городской среды ТПУ «Некрасовка». На его 33,5 га расположены одноименное метро, остановки общественного транспорта, Храм Покрова Пресвятой Богородицы, дворец спорта, ландшафтный парк. «Краски» объединят все эти объекты в единое пространство. Входные группы «Красок», одна из которых расположена в 25 метрах от входа в метро, учитывают маршруты между жилыми массивами, метрополитеном, остановками общественного транспорта и общественными пространствами ТПУ. Таким образом, выходя в ненастье из метро или автобуса люди используют галерею торгового центра не только для покупок, но и как укрытие от непогоды, что соответствует концепции «Сухие ноги». То есть для 110 тысяч человек, составляющих ежедневный пассажиропоток ТПУ, путь от работы домой станет комфортнее.
Эволюция торговых центров делает их точкой притяжения для всех социальных и возрастных групп удаленных районов и формат, реализованный в «Красках», ближайшие годы станет доминирующим для новых проектов.








