Служба строительных новостей
Томские ученые разработали новый материал, который может быть использован для строительства дорог
Ученые лаборатории каталитических исследований Томского госуниверситета разработали принципиально новый материал, который может быть использован, в том числе в сфере дорожного строительства.
Ведущий научный сотрудник лаборатории Эльдар Дахнави рассказал, что его диссертационная работы была посвящена производству фенола ацетона. Так называемая альдегидная фракция, образующаяся в этом производстве, снижает количество и качество получаемого ацетона, и, следовательно, требовала переработки. В итоге получилась жидкость, легко полимеризующаяся при определенных условиях, причем время начала ее схватывания можно контролировать в диапазоне от минут до нескольких часов. В результате, как отметил Эльдар Дахнави, получается прочный твердый материал.
Смола, получившая наименование ПМ-14 получается при смешивании альдегидной фракции с формальдегидом в присутствии катализатора. Изменяя концентрацию катализаторов и соотношение составных компонентов, можно получать материал с разными характеристиками.
Первыми свойствами разработанного в ЛКИ материала заинтересовались нефтяники, использующие раствор цемента для гидроизоляции скважин. По сравнению с другими вяжущими материалами, используемыми в качестве добавок к цементу, смола ПМ-14 оказалась эффективнее. Изначально смола водорастворима, а значит ее можно смешивать с водой в любой пропорции, вымывать или закачивать в труднодоступные места. Испытания материала в скором времени начнутся на нуждающихся в ремонте скважинах ООО "Томская нефть".
Старший научный сотрудник ЛКИ ТГУ Алексей Князев отметил, что для нефтяников и газовиков это прорывная разработка. Она также может быть использована строителями для гидроизоляции зданий. Третьим интересным направлением использования нового материала может стать создание временный дорог. "Пока мы не можем сказать, сколько такая дорога просуществует и называем ее временной. Но уже сейчас понятно, что такое решение эффективно как по цене, так и по его функциональности", - сказал Алексей Князев.
Ученые считают, что новый материал может быть использован и для строительства городских дорог. Если после засыпания песка вместо утрамбовки залить его смолой, основа станет более прочной за счет изоляции от разрушающей дорогу воды. При добавлении песка в состав раствора ПМ-14 можно получить прочный твердый материал для изготовления тротуарных плит. Такой материал легче и пластичнее, по сравнению с традиционным цементом, при этом позволяет управлять скоростью его затвердевания. Добавление ПМ-14 в цемент делает его легче и повышает теплоизоляционные свойства. Смола легко смешивается с грунтом, превращая его в твердую массу, что может быть с успехом использовано для укрепления береговых сооружений, фундаментов зданий и создания временных дорог. Кроме прочих достоинств, ПМ-14 в полтора раза дешевле аналогичных материалов.
По мнению разработчика ПМ-14 Эльдара Дахнави, область применения смолы может быть значительно расширена, в зависимости от задач, стоящих перед заказчиком.
Впервые смола была использована для гидроизоляции ряда участков Казанского метрополитена и подвальных помещений гостиницы "Гранд отель Казань". Смолой были обработаны участки, где просочилась вода. Через несколько часов после обработки влага исчезла. Сейчас рассматриваются варианты испытания смолы на временных дорогах. Их могут провести в Томской области или в Республике Татарстан.
Источник: Редакция новостей Newsrus.su
Расскажите об этом








