Служба строительных новостей
Почему недооцененность рынка HPL приводит к потерям госбюджета

На обновление первого в России производства HPL направлено 1,5 млрд руб.
Внедрение в проекты строительства и реконструкции социальных объектов решений на основе HPL (High Pressure Laminate) позволит сэкономить до 50 % бюджета, который пока теряется из-за недооцененности материала. Применение высокотехнологичных композитов для облицовки фасадов и внутренней отделки школ, детсадов и больниц, а также при оборудовании парков позволит увеличить срок безремонтной эксплуатации объектов до 50 лет.
Модернизация и расширение мощностей промышленного кластера по выпуску HPL на базе исторического лидера отрасли — Завода слоистых пластиков (ЗСП) (бренд Sloplast) позволит увеличить объем производства. Основной потенциал роста заложен в усилении присутствия в социально значимых сферах: в детских и образовательных центрах, на медицинских и транспортных объектах, развитии рекреационных комплексов. «Общий объем инвестиций в модернизацию HPL-производства составил 1,5 млрд рублей. Это позволит удвоить объем выпускаемой продукции в горизонте ближайших трех лет. Сейчас объем рынка превышает 20 млрд рублей в год. Наша страна сейчас находится в начале пути. Доля HPL на отечественном рынке ниже 1%, но мы видим перспективу роста до 10 раз», — прокомментировал масштабы проекта председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Александр Ситов, посетивший завод с рабочим визитом.
«От недооцененности страдают и общество, и государство. Отсутствие опыта у проектировщиков и строителей сокращает количество объектов, в которых применяется HPL (с жизненным циклом в десятилетия). Вместо него используются традиционные материалы, быстро “стареющие” в процессе эксплуатации. Как результат — обветшалость отделки уже спустя 2–3 года. Людям приходится жить в городах, где фасады быстро устаревают, лавочки в парках облезают, а стены в больницах и школах изнашиваются. Государство же вынуждено раньше времени выделять средства для обновления социальных объектов», — заявила в рамках оценки рынка HPL Юлия Буданова, директор по стратегическому развитию и маркетингу компании Sloplast (первого российского производителя HPL-панелей).
Переориентация проектов на применение высокотехнологичных композитов, таких как HPL, позволит снизить бюджет на эксплуатацию в 1,5–2 раза и даст колоссальную экономию в среднесрочной перспективе. «Чтобы совершить рывок в интеграции материала, важно создать экосистему. Она должна включать в себя полный цикл от производства сырья до “последней производственной мили”, чтобы потребителю не приходилось задумываться, как использовать технологию. Заказчик должен получать кастомизированное решение под свои уникальные требования», — считает Илья Кострыкин, генеральный директор Design Invest. Объясняя проблемы, ограничивающие применение материала, он замечает, что отсутствие экспертизы в работе с HPL загнало рынок в ситуацию, когда цены на конечные изделия высокие, а сроки на реализацию проектов долгие.
Присутствие в цепочке крупного обработчика с профессиональной командой конструкторов позволяет использовать наработанный багаж проектов, реализованных для серьезных заказчиков, таких как, например, «РЖД». Спикер обращает внимание на ценность этого опыта для прохождения строгих инспекций, допускающих материал к применению на таком ответственном направлении, как транспорт.
Первым звеном производственной цепочки кластера, является производство бумаги, пропитанной термоактивным составом. «Она является основным сырьем, доля которого в HPL-композите составляет до 99 %, и определяет качественные характеристики материала, — поясняет принципы интеграции Денис Плошенко, исполнительный директор компании «Инновационные Технологии». — Включение современного производства в систему гарантирует самодостаточность заводу и стабильность качества входящего сырья». Предприятие эксплуатирует две площадки: в Ленинградской области и в Санкт-Петербурге. Производство последней запущено на территории АО «ЗСП» в текущем году. Новая линия, для приобретения которой было вложено 361 млн руб., позволит оптимизировать внутреннюю и внешнюю логистику кластера и стоимость продукта для конечного покупателя.
Ответственность, возлагаемая госфинансированием, обязывает ставить перед собой высокие цели. «Социальные объекты — это лицо российских городов, а государство — титульный инвестор. — считает Екатерина Алексеева, руководитель отдела дизайна компании Schattdecor, стратегического партнера кластера. — Исследования рынка показывают, что вместо стремления повторить европейские подходы появился четкий спрос на аутентичные мотивы в декоре и самобытные акценты. Все эти тренды мы реализуем в дизайнах HPL, которые в том числе используются при отделке больниц и школ. Мы нацелены на то, чтобы наши материалы превратили социальные объекты в трендсеттеры стиля новой российской урбанистики».






